О работе бабушки в последние годы ее жизни.

Она помогала людям. Советом. Делом.

Все ее любили и уважали. Даже ныне экс-губернатор Россель. Сохранилась фотография, где он дарит бабуле цветы.

Так вот, о ее работе:

www.humanrightsural.ru/izd/65-zabveniyu-ne-podl...

 

Забвению не подлежит

Категория: Издания, Права репрессированных, Другие права | 19-03-2006 | Просмотров: 535
Ушли в прошлое страшные годы ленинских и сталинских репрессий, но леденящее дыхание коммунистического террора дотягивается сквозь года и до нас - в душах тех, кого оно коснулось, остались незаживающие шрамы, загублены миллионы жизней, искалечены судьбы тех, кто остался в живых.

Они жили среди нас и уходили молча, зачастую в полном одиночестве, унося с собой все неизбывное горе, тяжесть унижений и невозможность высказать, выкрикнуть наболевшее, отвечая за ни в чем не виноватых отцов и матерей. Демократические перемены в жизни общества подняли, наконец, завесу над этими трагическими событиями нашей истории. Начали приниматься законы, позволяющие, пусть и в малой мере, но все же возместить страдания репрессированных, хотя государство не очень спешит вернуть все долги.

Но есть люди, которые добровольно занимаются восстановлением справедливости.

Действует в Свердловской области ассоциация жертв политических репрессий. Стараниями ее председателя Александра Александровича Кривоногова и на основе действенной помощи главы г.Екатеринбурга Аркадия Чернецкого был создан мемориальный комплекс на 12 километре Московского тракта - месте захоронения безвинно расстрелянных людей - 22 тысячи, и поиски еще продолжаются.

Во всех районах Екатеринбурга есть свои общественные организации жертв политических репрессий, городской координационный совет которых возглавляет Зубарева Ольга Ивановна, она же - председатель Верх-Исетской организации.

Сама, дочь отца, расстрелянного по приговору "тройки", она не понаслышке знает, что такое быть дочерью "врага народа". Для таких детей никаких кавычек не было - отвечали полной мерой и всей своей жизнью за родных и близких, признанных "врагами народа".

Разберемся на примере одной организации, чем они занимаются, чем живут, какие сложности есть в работе, какие проблемы требуют решения.

Шестой год защищает права пострадавших от красного террора организация Чкаловского района. Нынешний ее председатель - Елизавета Семеновна Зырянова приняла организацию из рук ее основателя Виктора Михальцева в 1993 году, тогда в ней было 80 членов, сегодня уже 600 человек получают помощь, общаются и поддерживают друг друга.

В основном это пострадавшие от сталинских репрессий, реабилитированные и их дети, есть и более молодые люди, попавшие в советские политзоны уже в брежневские времена как узники "совести". Судьба председателя типична - тоже дочь расстрелянного "врага народа".

За 1996 год оказана юридическая консультация 360 посетителям, выдана компенсация за незаконно отобранное имущество 280 пострадавшим, написаны 360 исковых заявлений в суды, 230 заявлений в комиссии по восстановлению прав.

За отобранный в прошлом дом и имущество сейчас полагается получить 100 минимальных зарплат, а только за имущество - 40 зарплат. На прием приходят не только жители Чкаловского района, но и часто из области.

Приходится брать работу домой, только из дома было направлено 89 писем с требованиями восстановить нарушенные когда-то государством права. Письма уходят в УВД, ФСБ, прокуратуры различных городов, министерства федерации и бывших республик.

Что мешает в работе? Волокита чиновников, комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и судей (иногда) со стороны УВД.

Три года Ассоциация борется с МВД Удмуртии, где в гороховском сельсовете в 1934 году была принуждена к переселению семья Любови Крылатковой. Поскольку специального решения о раскулачивании, ссылке или выселении в их отношении органами власти не принималось, от МВД Удмуртии не удается получить справку о реабилитации, несмотря на признание судом факта репрессии.

Уже год Зырянова переписывается с УВД Кировской области по аналогичной ситуации Зинаиды Лобовой, семья которой, согласно полученным ответам, добровольно выехала на Урал, а фактически была к этому принуждена.

Кроме чисто юридической работы оказывается большая материальная поддержка репрессированным, ведь, не говоря о них самих, их дети уже в солидном пенсионном возрасте, многие из них давно и серьезно больны, 200 человек - инвалиды.

Помогает администрация города - отдел социальной защиты (А. Мокеева, Э. Гончаренко), но средств этих при скудном городском бюджете катастрофически не хватает.

Неутомимая Елизавета Семеновна пишет и пишет обращения, письма, ходит, убеждает и, наконец, пробивает стену равнодушия и непонимания. Появились спонсоры - "Король сластен", "Сыркин", "Уральский научно- технический центр", "Медсервис", ТОО "Лэт М", "Уралтрансгаз", "Уралкварцсамоцветы", парикмахерская "Европейский салон", кофе- чайная компания "Екатеринбург".

Что требует незамедлительного решения? Сегодня по существующему законодательству жертвы политических репрессий делятся по статусу на две группы: реабилитированные и пострадавшие от политических репрессий.

Реабилитированные - это те, кто непосредственно сидел в лагерях, тюрьмах и находился на спецпоселении. А вот дети осужденных по статье 58 - это уже пострадавшие от политических репрессий. Реабилитированные имеют 50-процентную скидку на коммунальные платежи и электроэнергию, 50-процентную от минимальной пенсии надбавку к основной пенсии, бесплатный железнодорожный проезд, бесплатная установка телефона и другое. Пострадавшие - только 50- процентную скидку на платежи. Правда большинство льгот, перечисленных в статье 16 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" (от 18.10.91г.), фактически не представляются.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. N 926 утверждено "Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации". Оно распространяется на жертвы политических репрессий, в том числе на подвергшихся насильственному переселению в составе репрессированных народов, в отношении которых совершены незаконные действия по политическим мотивам на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года и реабилитированных в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и Законом РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". 14 апреля 1995 года было принято дополнение к федеральному закону о том, чтобы считать реабилитированными людей, находившихся в ссылке, высылке, спецпоселении, что позволило Елизавете Зыряновой оформить этот статус для многих членов своей организации, всего неделя потребовалась старшему советнику по реабилитации в прокуратуре области В.Волкову для решения этого дела - 200 пострадавших стали реабилитированными.

Необходимо внести в действующее законодательство дополнение, позволяющее уравнять в правах пострадавших и реабилитированных.

Этот номер журнала мы передадим всем нашим депутатам Государственной Думы, г-же Старовойтовой и сенатору Росселю - они вправе выступить с такой законодательной инициативой. Кроме того необходимо увеличить размер компенсации за имущество.

В Испании всем эмигрантам, вынужденным в годы фашистской диктатуры Франко покинуть родину, начислены специальные государственные пенсии, а период эмиграции засчитывается как "стаж работы на государственной службе".

У нас обращения к г-ну Черномырдину и Президенту результатов не дали. Попробуем надеяться на депутатов.

Репрессированных осталось совсем мало. Они умирают. В Верх- Исетской организации осужденных по 58 статье осталось32 человека из 130 в 1992 году.

Государство, в конце концов, это мы. Пока оно не в состоянии вернуть долги, мы высказываем наивное предложение, но в душе надеемся на поддержку - давайте каждый, кто работает, отдадим ежемесячно всего по одной тысяче рублей (раньше -10 копеек) в Фонд поддержки репрессированных.

Работающих в области - около двух миллионов, сумма получится немалая, а уж ассоциация сумеет распорядиться этими деньгами.

Вспомните - раньше "с песней с плясками" целыми цехами и заводами подписывались на государственный заем - кормить ненасытного большевистского монстра.

Сегодня - на благое дело, давайте поможем, ведь из обиженных наших стариков эти - самые обиженные.

И это будет началом нашего действительного покаяния.

С. ЯЧЕВСКИЙ,
заместитель председателя
Союза Правозащитных Организаций
Свердловской области